Плохие дети. Часть первая

Что такое хорошо и что такое плохо?

Кто такие плохие дети?
Я думаю, что каждый взрослый и каждый ребенок в той или иной степени встречается с ощущением, что он «плохой»: «плохой мальчик», «плохая девочка».

Можем ли мы быть абсолютно хорошими? Да и вообще насколько можно судить о человеке в терминах «плохой-хороший»?
Плохой или хороший может быть только поступок, или некоторый предмет.

И даже в этом случае хочется заменить «плохой-хороший» на «соответствующий» или «не соответствующий» той или иной ситуации, тем или иным обстоятельствам, задачам, потребностям.
Как, например, хороший огурец подходит для салата, а плохой огурец не подходит, но будет отличным удобрением. Или драться плохо, но в ситуации самообороны хорошо.

Похожим образом устроены и наши суждения о «плохом» или «хорошем» человеке или о «плохом» или «хорошем» ребенке. «Хороший» во всех понятиях человек будет соответствовать всем требованиям общества (или социума). «Плохой» человек, «плохой» ребенок не соответствует основным требованиям социума.

Прежде всего, социум не любит, когда его не слушаются.
Если ребенок не поддается управлению со стороны взрослых, близких или посторонних, то к нему очень быстро приклеивается ярлык «плохого» ребенка.

Следующее, что не любит социум, это выражение любой агрессии в свою сторону.

Ребенок или взрослый, который ругается и дерется, будет так же признан «плохим», так как он представляет определенную опасность — с точки зрения социума.

И третье — социуму очень сложно перенести, когда индивидуум выражает свою особенность, непохожесть на других, хочет жить по своим правилам.
Даже если они и не опасны для окружающих, все равно перенести это социуму бывает не просто.

Мне сказали, что мой ребенок «плохой»…

Ярче всего мы сталкиваемся с подобными крайними оценками, когда дети посещают детские учреждения — сад и школу.
Выйдя из семьи, где его более или менее принимают, ребенок попадает в социум, который выставляет множество требований, которым не просто соответствовать.

Более того, наши детские учреждения, в которых норма наполняемости 20-25 человек, не позволяют воспитателю обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Именно здесь появляются первые суждения и ярлыки «плохой-хороший».

Если на вашего ребенка приклеивается ярлык «плохого», обратите на это внимание.

Это может быть неадекватное суждение воспитателя или учителя, требующего идеальной дисциплины и не готового принимать индивидуальность вашего ребенка.
А может быть важная информация для вас, как родителя, о коммуникативных трудностях ребенка.

Реагировать важно и в первом и во втором случае.

В первом случае — не полезно каждый день доверять своего ребенка взрослому, который предвзято к нему относится.

А во втором — важно найти причину, мешающую ребенку адаптироваться в социуме.

В норме, ребенок трех лет испытывает интерес к другим детям и новым взрослым, и это является основным стимулом для посещения детского сада, а в возрасте семи лет, посещая школу, ребенком движет познавательная активность и стремление занять более высокий статус ученика.

Как это ни грустно, основные причины плохой адаптации ребенка к детскому учреждению являются проблемы в семье, в детско-родительских отношениях, в отношениях взрослых друг к другу, ну и, конечно, нельзя исключить личностные особенности ребенка.

В любом случае полезно обратиться за консультацией к психологу.
Помощь психолога может состоять в анализе семейной модели, в поиске основных причин, мешающих ребенку адаптироваться в социуме, в предложении родителям способов, меняющих деструктивные элементы в семейной модели.

Родителям может быть предложена психотерапия как способ понять, что движет ими при общении с ребенком и друг с другом, а детям — игротерапия как способ отреагировать эмоции, проиграть свои трудности, научиться взаимодействовать, найти свои ресурсы.

Зачем быть плохим? или Плохими рождаются…

Быть абсолютно хорошим не только невозможно, но и вредно для здоровья.

Стремление стать абсолютно хорошим, стремление соответствовать некоторому образу правильного человека, выполнять все правила и требования общества или свои внутренние правила и требования, лишает человека энергии и внутренних ресурсов.

Почему?
Да потому что любое «надо» идет под ручку с «не хочу».
И если ваша жизнь состоит из большого количества «надо», то это означает, что вы все время боретесь с глубоким, явным или не явным, сильным или еле слышным, «не хочу».

На эту борьбу уходит масса сил.
Человек, стремящийся быть хорошим по всем статьям, будет чувствовать опустошенность, депрессию, постоянную усталость.
Со временем такой человек начинает болеть.

Обычно учителя и воспитатели, родители, бабушки и дедушки очень радуются «хорошим» детям.
А «хорошие» дети оказываются в западне, потому что вынуждены постоянно соответствовать высоким требованиям — в страхе потерять расположение и любовь взрослых.

Беда таких детей в том, что они перестают быть детьми.
Не умеют по-детски радоваться простым вещам, не умеют следовать своим желаниям, часто боятся ошибиться и из-за этого тратят намного больше сил и времени на необходимые дела.

Плохими рождаются просто потому, что в каждом из нас есть так называемая «Тень».

Это может быть злость или ярость на то, что мир вокруг не соответствует нашим желаниям или потребностям.
(А что — должен соответствовать? — спросите меня вы. Нет не должен, но я имею право выразить свое недовольство этим!)

Это может быть желание получать удовольствие, которое не одобряется обществом.

Это может быть желание похулиганить, поиграть в злого волка или бабу ягу.
Подложить кнопки учителю, дернуть девочку за косичку, показать язык соседу, а может вдарить ему как следует, за то, что он такой противный.

Съесть килограмм мороженного, украсть конфетку в магазине. И так далее.

Из всего вышеперечисленного можно сказать, что «Тень» — это наше внутреннее стремление делать то, что нам хочется, вопреки правилам общества. Социум это конечно не одобряет, и поэтому называет это «Тенью», плохими поступками, плохим поведением.

Но если мы посмотрим на маленького ребенка, то мы заметим, что он еще не успел узнать и усвоить правила общества.

К тому же ребенок не может им следовать в связи с особенностями развития произвольной сферы, которая окончательно должна сформироваться только к концу подросткового возраста.

Другими словами, его психика еще не созрела для самоконтроля и жесткого следования правилам.

Таким образом, ребенок наиболее близок к своим внутренним стремлениям, желаниям, потребностям.

Так как с точки зрения взрослого это Тень, то есть что-то плохое, что не принимается обществом, то родитель часто ставит основной целью воспитания ребенка — отрицание Тени, запрет на ее проявления и строгое соответствие правилам общества.

И тогда все импульсивные проявления ребенка, отвечающие его желаниям и потребностям, и столь естественные для его возраста, вызывают у родителя плохо осознаваемый приступ тревоги за свое будущее (если ребенок не будет ему подчиняться) и за будущее ребенка, которому предстоит жить в обществе со строгими правилами.

Если посмотреть ранние труды по педагогике, то мы обнаружим, что в них очень четко прописано отношение к ребенку как к плохому взрослому, которого надо воспитать.

Причем методы воспитания предлагаются достаточно жесткие.
Связано это, как правило, с тем, что взрослому самому так сложно принять свою Тень и разобраться со своими внутренними стремлениями, что наличие их у ребенка вызывает у родителя испуг и ощущение беспомощности.

Справедливости ради, важно заметить, что далеко не каждый взрослый может похвастаться высокой произвольностью, т.е. концентрацией и самоконтролем, несмотря на прожитые десятилетия.

На это есть много причин, связанных с функционированием бессознательной части нашей психики.

Наше бессознательное стоит на страже наших личных интересов и часто не позволяет нам делать то, что может быть по каким-то причинам опасно для нас.

Чем меньше мы прислушиваемся к нашему бессознательному, к нашим внутренним потребностям и желаниям, чем больше стремимся соответствовать социальным нормам и требованиям, тем дальше мы от самих себя, тем больше мы действуем себе во вред, хотя внешне все может выглядеть и наоборот.

Это является основной причиной психосоматических заболеваний.

Таким образом, контакт со своими стремлениями и чувствами, в том числе и негативными, умение выражать весь спектр своих эмоций, в том числе и злость, обеспечивает безопасность личности — в том числе и ребенка, дает много сил и ресурсов.

Анна Смирнова

This entry was posted in Дети и родители: самые первые близкие отношения and tagged , , , , . Bookmark the permalink.