Мой ребенок — интроверт…

Каково это — иметь ребенка, черты характера которого диаметрально противоположны вашим? Что лучше: пытаться подстроиться под ребенка или ломать его? Как жить с малышом, который не похож на остальных?

я хочу быть собойМоя старшая дочь Надя — копия меня. Общительная, жизнерадостная, веселая, артистичная.
А вот младшая, Маша…

Раньше я, наблюдая таких детей в других семьях, говорила «Как у одних и тех же родителей могут быть такие разные дети!?»
Если Надю чуть ли не с рождения все называли «артисткой», то Машу называли «философ».
У нее до года был такой пронзительный и глубокий взгляд, что когда она на меня смотрела, мне казалось, будто она видит меня насквозь, и знает обо мне то, чего не знаю я.

Итак, с раннего детства Маша — замкнутая, медлительная, неуклюжая, себе на уме, не любит торопиться и быть на виду. Поначалу я это в ней не принимала.
Мало того, это меня чрезвычайно выводило из себя. В приоритете всегда была Надя.

Она похожа на меня = она мне понятна. Маша не похожа на меня = не понятна, не интересна и, вообще, в кого она такая? Я часто их сравнивала, и Надя всегда выигрывала. Это я сейчас понимаю, что сравнивать детей — просто глупо. Что каждый – личность.
А тогда… наверное знаний не хватало, или материнского чутья.

Пренебрежительно-раздражительное отношение к Маше продолжалось до тех пор, пока я не отдала дочек няне. Маше тогда было 2 года, а Наде – 3.
Няней была мамочка, живущая по соседству, у которой были свои дети, и она брала чужих к себе на несколько часов.

Помню, я еще предупредила ее с сарказмом: «С Надей легко. А вот с Машей намучаешься. Она себе на уме. А больше всего не любит одеваться, орет и вырывается. Не знаю, как ты с ней будешь справляться».
А когда я в то же день забирала детей, няня мне сказала «Маша у тебя – интроверт. Поэтому вполне объяснимо, почему она такая».

Я полезла в Яндекс — читать про интровертов. Для меня это было озарением.

Я раньше думала, что мир состоит из таких, как я и старшая дочь: общительные, активные, стремящиеся быть в центре внимания. А тут — такое недоразумение. Но прочитав про интроверта, я поняла, что это совпадает с младшей на 100%. И после этого стала по-иному ее воспринимать, уважая ее право быть другой. А потом я вообще решила, а вдруг она — ребенок индиго?

Прочитав про индиго и поняла, что таким, как она, противопоказаны большие коллективы, игнорирующие индивидуальность ребенка.

Решение не водить детей в сад принималось по ряду причин, и с учетом особенностей Маши. Причем, если старшая дочь в саду и приспособилась бы (все таки экстравертам в саду проще), то младшую бы там ломали. Не представляю ее в саду с ее особенностями характера.
Мало того, у нас во дворе есть весьма грустный пример «поломанного» ребенка-интроверта, которого мама с 2 лет чуть ли не насильственно отдала в сад. Я не хотела, чтобы с Машей случилось нечто подобное.

И я стала учиться находить к Маше подход…

Сейчас Маше 4 года. Она мне порой интересней, чем Надя, потому что она другая. Теперь я никогда не заставляю ее делать то, что она не хочет, чтобы быть как все (раньше этим грешила: все дети играют, а моя в стороне, меня напрягало, что она выделяется, я толкала ее в компанию).

Знаю, что она стеснительная, и если начинают к ней прикапывать и разводить на общение (как правило — взрослые), а она прячется за меня и молчит, спокойно объясняю, что она не расположена сейчас говорить. Или если она боится куда-то идти без меня, а за ручку со мной — готова, я не отталкиваю ее: типа иди сама, уже большая, а иду с ней, чтобы она чувствовала мою поддержку.

А недавно мои дочки были на детском дне рождения: в разгар всеобщего веселья Маша улеглась на пол и лежит. Вокруг дети скачут, конкурсы продолжаются, а она лежит.
Аниматор ее тормошит, типа «Вставай, давай к нам, мама же на камеру снимает!», а я ей говорю: «Оставьте ее в покое, она не хочет».
Отвела ее в укромный уголок, она там какое-то время посидела, всех игнорируя, а потом встала и давай опять веселиться!
И мне не было за нее стыдно, как раньше, когда она была не «в тусовке».

Теперь мне интересно быть мамой ребенка, не такого, как все. Почему-то наше общество отличается тем, что сформировало мнение: «ангельский ребенок» — значит удобный ребенок.

Разумеется, удобный ребенок — это ребенок, похожий на вас, соответствующий вашим взглядам и ожиданиям, и делающий то, что от него хотят. Я сама чуть было не попала на удочку «Она не такая. Ее нужно переделать. Перекроить психику» Хорошо, хоть во время одумалась! Спасибо няне! Открыла мне глаза на ребенка.

Чем мне интересна моя младшая дочь?
Интересна тем, что она не классическая девочка, как старшая. Принцессы, феи, платья и цветы — ее все это не интересует.
Она любит мячи и мячики, игрушки в виде зебры (и вообще, зебру, начиная от живой – в сафари парке, и заканчивая картинками) и …конструкторы.

Она очень изобретательная, она находит неожиданное применение обычным вещам, она строит невероятные дома и конструкции из подручных материалов. И рассуждает порой очень по-взрослому.

Маша у нас в семье – ходячий изобретатель перлов: смешных и философских. И у нее всегда и на все есть свое мнение.
А еще, что мне в ней нравится: она – самодостаточная, поэтому умеет долго играть сама в одиночестве, в отличии от Нади.
Маша всегда четко знает, чего она не хочет. И если она чего — то не хочет, хоть тресни, не сделает этого.
А вот Надю можно заставить – поощрением или наказанием.
Маша – бунтарь. Может не ярко выраженный, но, тем не менее.

«Близорукие люди видят в бунтарях опасность для общества.
Но время доказывает, что быть непохожим на других – значит находиться на передовой, значит практически наверняка сделать оригинальный вклад, полезный и впечатляющий взнос в культуру»
Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками».

Присмотритесь к вашим детям повнимательней. Может не стоит расстраиваться, что они не такие, как все, не соответствуют вашим ожиданиям и не похожи на вас?

Может к вам пришел уникальный одаренный ребенок? Да, с ним непросто. Но очень интересно!
Машуля, я люблю тебя! Верю в тебя! Уважаю твою неординарность! Так держать!

А я, в свою очередь, всегда и во всем поддержу тебя!

Юлия Горячева

This entry was posted in Дети и родители: самые первые близкие отношения. Bookmark the permalink.