Жизнь после трагедии

смысл жизни Я написала эту статью почти год назад — в ответ на взрывы в московском метро. Я даже не подозревала, что придет время, когда она вновь станет актуальной… Мы снова сталкиваемся лицом к лицу с ужасным фактом: мы не защищены настолько, чтобы чувствовать себя в полной безопасности. Ни дома. ни на улице, ни днем, ни вечером, ни в слаборазвитой стране, ни в высококультурной и цивилизованной. Мы, конечно, можем снизить риски, но никогда — добиться абсолютной защищенности. И с этим надо как-то примириться…

Мы потихоньку приходим в себя после произошедшего потрясения. Взрывы в метро задели за живое каждого, кто хоть как-то часто пользуется хоть каким-нибудь транспортом. Людям нужно передвигаться из пункта А в пункт Б – на работу и обратно, на учебу, в отпуск и командировку. Мы ездим в метро, на маршрутках, в автобусах, самолетах и поездах. И рядом с любым видом транспорта могут оказаться террористы – ведь они хорошо знают, что люди не могут не перемещаться, а у них, террористов, есть свои цели. И эти цели им кажутся гораздо важнее, чем наши с вами жизни. Более того, они используют жизни, чтобы доказать важность своей цели…

И, оказывается, мы абсолютно не защищены. Никакие меры безопасности не могут нам гарантировать, что мы останемся живы. Мне думается, каждый ставил себя на место жертв теракта «и я мог бы быть на их месте». И все же провидение отобрало почему-то именно этих людей. И возникает другой вопрос: За что? В чем они провинились? Почему именно они?

Очень трудно принять ответ «Ни за что». Нет, просто невозможно его принять! Тогда придется признать и то, что и я сам могу сгинуть ни за что…

Нет, должна быть какая-то причина! Если я буду знать эту причину, то…постараюсь избежать такого страшного конца. Если, я, предположим, буду знать, что нужно быть праведным, честным, милосердным, то тогда я буду таким, и смогу избежать этой страшной участи. Именно так я и думаю! Конечно, ведь сидит же где-то в подкорке убеждение: хорошие люди, праведники отправляются в рай, а плохие – грешники – в ад. Хороших все любят, и живут они долго и счастливо, а плохие – получают по заслугам и от земного суда, и от небесного.

Но почему-то не срастается. Гибнут люди, как правило, совсем не по приговору суда, а часто нелепо, случайно и преждевременно. И любая внезапная смерть приходит, когда человек ее не ждет, а оставшиеся жить вынуждены этот факт принять. И многие, не найдя ответа на вопрос «За что?», впадают в бессилие и негодование. Как будто, если б знали – за что, было бы легче.

Я вспоминаю и себя в подобной ситуации. Лет пять назад мой дом подвергся нападению грабителей. По своей сути это – жестокое насилие, когда под страхом твоей смерти и угрозы жизни близких тебе людей, бандиты вымогают деньги. Им тоже совершенно неважно, какой след они оставят в твоей судьбе, что будет происходить с людьми после этого акта насилия. Получить деньги для них важнее. Возможно, они даже считают такой путь формой заработка – как зарплата, например. Я помню, я задавала себе тогда этот вопрос: «За что?». Ведь я не принесла никому столько вреда, чтобы «заслужить» такое насилие. Как будто насилие вообще можно заслужить.

Многие исходят из этой предпосылки: наказание и милость заслуживают, зарабатывают. Как? Смотри выше: плохими и хорошими поступками соответственно. Придерживаясь «праведного» образа жизни («Не укради», «Чти отца и мать» и т.п.) мы подспудно ожидаем награды. И возмущаемся, когда односторонний договор, который мы таким образом заключаем с Богом, не срабатывает.

Вспоминается библейская притча об Иове. Праведник Иов тоже хотел «договориться» с Богом, ожидая от него милостей в «обмен» на свою веру, терпение и богобоязненность. В ответ Бог лишил его богатства, детей и наслал проказу. И, когда все люди презрительно отвернулись от него, Иов понял всю тщетность своих усилий. Если ждешь награды за хорошее поведение, то будешь разочарован. Осознав это, Иов обрел истинную веру: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”.

В переводе на психологический язык это означает следующее: заключая «договор» с высшими силами «примерная жизнь – в обмен на милость», мы обречены на жестокое разочарование. В действительности, никто и ничто не гарантирует нам спокойной и безопасной жизни. Мы становимся взрослее, приняв этот факт. Мы больше не ждем одобрения или неодобрения небес. И, не вкладывая уже энергию в то, чтобы быть хорошими и предотвратить напасти судьбы, мы соглашаемся с тем, что в любой момент времени мы можем столкнуться с ее «немилостью» и будем готовы разобраться с этим по-взрослому.

Отказаться от такого «договора» крайне трудно. Как хотелось бы верить, что вот сейчас, я поставлю свечку в церкви, и…Он позаботится обо мне. А не надеяться на такой договор – значит, взять всю ответственность на себя. В том числе и за то, что все, что со мной происходит – зависит, отчасти от меня, а отчасти мне никак не подвластно. И если происходят вещи, не зависящие от меня, то это – «ни за что». Так случилось. И нужно жить дальше. Оплакав потерю, стать взрослее и мудрее. Это и есть подлинная вера.

Вероника Хлебова

This entry was posted in Про Жизнь, Я и мой внутренний мир: мои чувства, переживания, ценности and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.